Гватемала — что мы о ней знаем?
Гватемала находится в Северной Америке, рядом с Мексикой. Южнее Гватемалы на карте Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика и Панама. На востоке — через Карибское море — Куба и Ямайка. По сути, это государство между двумя материками, но ближе всё-таки к США, чем к Бразилии.
Контекст: что за проект
- Чтобы было еще понятнее: если во всем городе движение на дорогах (и даже на тротуарах) беспорядочное, то тут много пешеходных зон. Уровень преступности в городе высокий, но в этом районе можно не бояться — он хорошо охраняется. Он спроектирован европейскими архитекторами и в целом напоминает оазис в пустыне.
Как мы работали: язык общения и часовые пояса
1. Глубинные интервью.
2. Юзабилити-тестирование.
Наши сегменты: найти 20 человек на другой стороне Земли
2. Потенциальные покупатели квартиры в нашем районе. Хотели выяснить, что бы могло их привлечь на сайте.
3. Туристы — причем не только те, кто приезжает из других стран, но и внутренние. Все, кто приходит в район провести время.
Ход исследований: языковой барьер и первые инсайты (в том числе о жителях России)
- Например, я хотел выяснить, на что гватемальцы в первую очередь обращают внимание, когда выбирают квартиру. Сначала ставил вопрос именно так: «На что вы обращаете внимание?» Но человек может не понимать, что именно я хочу услышать. Поэтому затем я задавал похожий, но другой вопрос: «Какие квартиры вы еще смотрели перед покупкой? Что в них заметили? Почему от них отказались?» Потом я спрашивал про предыдущее жилье: «Что с ним было не так? Почему решили переехать?» Цель у всех этих вопросов, в общем-то, была одна — узнать, что пользователю нравится. Но информацию приходилось собирать по крупицам.
- В этом случае тоже сильно помогали дополнительные вопросы. Когда я видел, что пользователь затрудняется с задачей, я спрашивал: «А где бы вы ожидали найти эту кнопку?» Если же сайт и вовсе не поддавался никакому осмыслению, я прямо спрашивал: «А что вообще вы видите на сайте? На что обратили внимание? Что тут не так?» Это помогало заставить человека задуматься над интерфейсом. В итоге я получал ответы типа «Да, было бы лучше, если эта функция была более доступной». Впрочем, уже само то, как люди вели себя на сайте, не требовало дополнительных комментариев — все сложности и так были налицо.
- Лучше понять респондентов нам помогла и вторая часть юзабилити-тестирования. Она проводилась с новыми прототипами. Тут уже гватемальские пользователи быстро понимали, что новая версия намного удобнее, и вспоминали, что им не нравилось в изначальной. Больше того, когда им показывали другие версии прототипов — они начинали искать реальные проблемы, сравнивать их между собой.
Что мы узнали о гватемальцах и о текущем сайте заказчика
Также хорошо пользователи относились к ссылкам на WhatsApp. При этом чат-боты их совсем не интересовали. Почувствуйте разницу: россияне предпочитают почти всё решать онлайн и в переписке — говорить по телефону не хотят.
Поэтому мы предложили добавить на сайте анкету, которую бы человек заполнял при входе. Она бы помогала ему задуматься, что именно он ищет. Предполагалось, что в анкете будут базовые вопросы: сколько комнат, сколько метров, какой вид из окна, какой этаж.
В итоге именно туристы заметили то, чего не замечал никто другой: на сайте не было карты. Территория большая, а навигация в ней не самая очевидная. Район делится на блоки, у блоков буквенные обозначения. Нет привычных улиц с названиями и номерами домов.
При этом все признали, что Гугл-карты там не сильно помогали. Ни местные жители, ни риелторы, которые знают этот район как свои пять пальцев, вспомнить про эту особенность просто не могли.
А вот гватемальцы постоянно поднимают эту тему сами. Среди всех респондентов, кажется, не было ни одного, кто бы не сказал, как важна для него экология. И поскольку на текущем сайте уже существовал раздел об экологических проектах заказчика, убирать его мы не стали. Все как один сказали, что им этот материал интересен.