Наверняка вам часто попадались объявления о поиске UX или UI-дизайнера. Если вы задавались вопросом, чем занимаются люди этой профессии, то этот материал специально для вас. В своей статье для «Цеха» Константин Кислейко, руководитель отдела дизайна компании AGIMA и преподаватель на курсе «UX/UI дизайнер» в Нетологии, рассказывает, кто такой продуктовый дизайнер, какими навыками он должен обладать, и почему даже здесь вам понадобится аналитика данных.
Кто такой продуктовый дизайнер
Если вы попробуете разобраться, кто такой продуктовый дизайнер сегодня, вас ждет путь непонимания и боли. Определений в интернете масса, и кажется, что каждый готов принести свое видение. Если просканировать вакансии, то и здесь можно увидеть очень разные требования и формулировки.
Сара Клейн, дизайнер из Америки, провела интересный эксперимент. Она взяла 10 вакансий продуктового дизайнера и 10 вакансий UX-дизайнера в Сан-Франциско. И попыталась найти пересечения. Результат эксперимента заставил понять, что продуктовый дизайнер — это скорее про бизнес, а UX-дизайнер — про опыт.
В целом, все сходятся в одном — продуктовый дизайнер должен в первую очередь делать продукт. Но определить четкие границы, где заканчивается работа дизайнера и начинается работа смежного специалиста, никто так и не смог. Должен ли продуктовый дизайнер писать ТЗ, проводить исследования, копаться в аналитике, составлять UI-киты, беседовать с бизнесом, прокачивать метрики? Вот пример вакансии продуктового дизайнера от одного из IT лидеров рынка — ни слова про бизнес и метрики:
Какие функции должен выполнять продуктовый дизайнер
Обычно крупные агентства работают над несколькими десятками продуктов одновременно. И навыки, которые при этом применяет дизайнер, сильно зависят от продукта, клиента, методологии разработки и даже времени года. Один и тот же специалист на разных проектах зачастую использует непересекающиеся наборы скиллов.
Например, дизайнер может давать экспертную оценку по недостаткам интерфейса и готовить UI-кит. Или составлять модель достижения финансовых KPI в одном проекте и редактировать хедер в другом.
Навыки продуктового дизайнера
Я изучил несколько открытых вакансий по словам «продуктовый» и «дизайнер» и выделил типовые требования. Чаще всего работодатели ожидают, что продуктовые дизайнеры (также как и дизайнеры продукта, UX/UI-дизайнеры) умеют:
- проводить дизайн-исследования;
- поддерживать и расширять дизайн-систему;
- защищать и обосновывать свои решения;
- осуществлять авторский контроль; работать с большими объемами данных;
- задавать вопросы, искать ответы и аргументировать свою точку зрения;
- составлять продуктовые гипотезы;
- исследовать задачи и процессы; проектировать пользовательские сценарии и интерфейсы;
- проверять дизайн-решения быстрыми юзабилити-тестами и метриками;
- рисовать персонажей, иконки и другие графические элементы (при необходимости).
Узкий специалист или широкий профиль
Необязательно уметь все из списка выше сразу. Но как минимум 2-3 пункта будут в каждой вакансии продуктовой компании. Редко когда ищут специалиста, который умеет работать только с аналитикой, проводить исследования или писать сценарии. Почему так? Ведь кажется, что суперпрофи в одной узкой дисциплине может принести невероятно много пользы проекту.
Я могу назвать две причины — скорость и процессы.
На этапе передачи артефактов от специалиста к специалисту тратится много времени на приемку, коррекцию и синхронизацию. Например, один узкий специалист может провести невероятно качественное и полезное исследование за один день. И потом передавать результаты этого исследования другим командам целую неделю: то акт не подписан, то ресурс не запланирован, то ответственный менеджер не передал что надо кому надо, то дизайнер не понял отчет и 4 раза переспрашивает...
Получается, что дешевле нанять супер дорогого универсала, чем целую команду узких специалистов. Потому что он будет все эти процессы проводить самостоятельно без потери информации при передаче. Продукт от этого хуже не станет, но будет готов гораздо быстрее. В мире, который тотально поклоняется Scrum, скорость создания продукта крайне важна. Конечно, крутой узкий специалист в любом случае найдет себе работу, но на универсалов спрос намного выше.
Какие навыки нужны дизайнеру в 2020 году
Есть два больших подхода к созданию продукта — ориентироваться на опыт или на данные.
Опыт
В центре этого подхода — наработанная практика дизайнера. Насмотренность, логика, интуиция, харизма и удача —— это все про них. Если человек сделал 40 маркетплейсов, то сделать 41 ему не составит труда: посмотрел пару новых шотов на Dribbble, прочитал ТЗ, поговорил с несколькими представителями ЦА, проработал полученную информацию и выдал макеты в разработку.
Ключевые навыки:
- Насмотренность.
- Логика.
- Лучшие практики.
- Глубинные интервью.
Данные
Сейчас практически все можно измерить: посещаемость страниц, удержание, дочитываемость, прибыль. Одни решения увеличивают эти метрики, другие —— уменьшают. Ставя эксперименты и сравнивая цифры, дизайнер получает объективную картину по продукту и оценивает реализацию проекта с точки зрения здравого смысла.
Ключевые навыки:
- работа с аналитикой;
- проведение исследований и А/Б-тестов;
- формулирование и проверка гипотез.
Дополнительные инструменты и более универсальные навыки:
- построение CJM/UJM;
- написание пользовательских сценариев;
- создание прототипов и UI-китов.
- Управление проектами.
- Веб-аналитика.
- Системная аналитика.
- Проектирование.
- Дизайн.
- Разработка (эта группа в самая большая и содержит в себе, кроме самой разработки, DevOps, информационную безопасность, тестирование, мобильную разработку).
Если вы работаете с небольшими проектами — например, для стартапов — вам достаточно своих опыта и навыков. Потому что цена ошибки не так высока, а стоимость разработки продукта в разы ниже.
Но рано или поздно проект вырастет, и потребуются навыки data-driven подхода. В больших продуктах улучшение эффективности хотя бы на 1% может принести миллионы рублей прибыли. И без data-driven подхода такого добиться почти невозможно.
Кроме дизайнерских навыков (насмотренности, дата-драйвен), любому дизайнеру будет полезно знать о смежных областях: когда лучше применять Scrum, а когда Kanban, о кассовом разрыве и о том, чем JavaScript отличается от Swift —— все это поможет общаться со всеми членами команды на одном языке.
Как выбрать траекторию карьеры
В компании AGIMA работает много узкоспециализированных экспертов. И своей экспертизой компания покрывает все потребности в создании продукта. Все эксперты разделены на шесть больших групп, которые идут по проекту как последовательно, так и параллельно:
Все эти группы плотно работают друг с другом, говорят на одном языке, пилят единый продукт, но специализации и области ответственности — разные. Именно поэтому для разработки полноценного продукта мы собираем продуктовые команды из различных компетенций. Безусловно, часть таких компетенций может быть смежной.
Зоны ответственности сильно пересекаются. В результате такой работы эксперты впитывают роли друг друга. Разработчики начинают управлять проектами, управленцы уходят в аналитику, аналитики собирают прототипы, проектировщики рисуют дизайн, дизайнеры начинают ставить эксперименты и проводить исследования.
И хорошему продуктовому дизайнеру полезно развивать кросс-функциональные навыки. Если у вас уже есть определенный сильный навык, то стоит первым делом определить навыки, которые максимально близки к вашему.
Например, если вы системный аналитик, значит вы умеете описывать и исследовать. Эти навыки близки проектировщикам и веб-аналитикам. Значит вы можете приступить к изучению инструментов веб-анализа (Яндекс.Метрика и Google Analytics) и методологии исследований, и параллельно осваивать инструменты прототипирования и построение CJM.
Если вы управляете проектами, то вы умеете считать и понимаете бизнес. Веб-аналитика, системная аналитика, метрики эффективности должны даваться вам очень легко. UI-дизайнеры, очевидно, должны расширяться сначала в проектирование и исследования.
К тому моменту, как вы изучите две соседние специализации, вы сами поймете, что вам развивать дальше и к чему у вас лежит душа. Главное помнить, что компетенций много не бывает.