Вместе с ПАО «Московская биржа» разработали первый мобильный финансовый маркетплейс в России
Удобство его в том, что человек в любой точке страны может сравнить предложения разных банков или страховых компаний и выбрать самое выгодное. Чтобы открыть вклад или получить кредит, почти всегда требуется личное присутствие. Но не у всех банков есть офисы в каждом городе.
«Финуслуги» снимают эту проблему. У пользователя приложения выбор намного шире. И решить любой финансовый вопрос можно через свой смартфон.
Цели
- Разработать нативные приложения на iOS и Android.
- Выпустить первую версию приложения в сжатые сроки.
- Стать каналом привлечения новых клиентов.
- Дать текущим клиентам удобный инструмент управления финансовыми продуктами.
Нам важно быть там, где удобно пользователю. У каждого из нас есть мобильный телефон. И мы постоянно с ним взаимодействуем, решаем повседневные задачи. Поэтому мы решили реализовать все возможности маркетплейса «Финуслуги» в мобильном приложении. Чтобы быть ближе к пользователям, чтобы сделать решение финансовых вопросов еще удобнее. Приложение становится частью рабочего стола клиента, мы всегда можем ему напомнить о себе через push-уведомления, всегда можем быть на связи. Для инновационного маркетплейса «Финуслуги» создание приложения является важным проектом.
С первого дня работы над проектом до запуска MVP прошло полгода. За это время мы вместе с командой «Финуслуг»:
- Разработали архитектуру супераппа.
- Предусмотрели систему безопасности.
- Продумали дизайн-концепцию.
- Провели исследования рынка.
- Построили продуктовую стратегию.
- Внедрили первые фичи.
Личный кабинет
В личном кабинете «Финуслуг» 3 основных раздела:
- Страхование.
- Накопления.
- Кредиты.
Страхование
Накопления
Аналитика
- Собирали ожидания пользователей.
- Тестировали первоначальную концепцию на аудитории.
- Провели 6 итераций глубинных интервью, по 10–12 респондентов в каждой.
Требования к AGIMA сразу были высокие. Мы искали не просто разработчиков, которые работают в вакууме. Мы искали продуктовую команду. Команду, которая умеет инкрементально работать с продуктом, понимает, почему важен продуктовый подход, как его запускать и поддерживать — это высокая планка. Ориентировались мы, конечно, на наши внутренние, уже сработанные команды и ожидали аналогичного результата. И то, что мы в итоге продолжаем работать с AGIMA — это отличный показатель.
В целом история с маркетплейсом финансовых услуг достаточно нова. На рынке нет прямых конкурентов. Поэтому при разработке дизайна у нас был челлендж: мы пытались найти себя с точки зрения UI и проектирования. Кто мы в большей степени — банк или агрегатор? В первую очередь мы смотрим референсы банков, потому что мы всё-таки финансовое приложение. Но и от них в UI пытались дистанцироваться.
Когда мы начинали разрабатывать приложение, мы не знали, каким будет фирменный стиль. Цвета приложения были непонятны. Чтобы минимизировать риск накопления технического долга в плане оформления и верстки, в архитектуру заложили концепцию централизованного управления цветами на уровне кода. Приложение много раз перекрашивали, было несколько версий. В итоге оно было изменено под фирменный стиль, который появился гораздо позже, чем первые сборки.
Разработка
Преимущества:
- Сроком разработки можно было управлять, увеличивая количество людей в команде.
- Нативные приложения надежнее кроссплатформенных.
- Нативные приложения открывают больше возможностей для супераппа.
Стек
Мы смотрели вперед на несколько лет. Понимали, что через год эти технологии будут мейнстримом. Поэтому хотели писать на таком стеке, который сможет и через год-два привлекать хороших разработчиков к нам в команду. Конечно, были риски, мы их понимали. Были ограничения по поддерживаемым версиям операционки на мобильных устройствах, например. Но нам было важно сделать технологичный продукт, который морально не устареет в среднесрочной перспективе.
Архитектура
Все важнейшие решения обсуждали и принимали коллегиально.
В итоге команда разработала устойчивую архитектуру из 2 слоев:
- Первый слой — BFF. Он обеспечивает взаимодействие приложений с бизнес-логикой и упрощает взаимодействие Backend и Frontend. Этот слой — точка входа API.
- Платформенные сервисы, которые отвечают за реализацию бизнес-логики, авторизацию, хранение данных, транзакции.
Тестирование
Мок — это альтернативный сервис, который позволяет проводить проверку не на реальных данных, а на похожих. Благодаря этому мы не тратили деньги на покупку полисов, но знали о поведении «Финуслуг» всё.
Сначала мы поддерживали моки на FastAPI — это было быстрое решение. Но затем ушли к WireMock.
Команда
Над «Финуслугами» работают на двух уровнях:
- Две команды разработки.
- «Шапка» продукта.
В «шапке» продукта Product-менеджер, Delivery-менеджер, дизайнеры, Product-owner, CJM-исследователь. Они помогают разрабатывать гипотезы и отвечают за развитие приложения.
- Планирование.
- Дейли.
- Рефайнмент бэклога.
- Демо спринта.
- Ретроспективы.
Проект интересен в первую очередь тем, что мы помогли сделать с нуля мобильное приложение для очень широкой аудитории. Было интересно смотреть, как выстроены процессы и коммуникации у клиента — они уделяют им много внимания. Это именно продуктовая разработка. Каждый день мы помним о том, что работаем над продуктом — это не задачи ради задач. В центре внимания — та ценность, которую мы несем пользователю. Отдельно отмечу стойкость и терпеливость команды «Финуслуг». На старте нас немного штормило, но заказчики сохраняли абсолютное спокойствие.
Результаты
Через 4 месяца после появления «Финуслуг» в сторах:
- его скачали более 58 тысяч раз;
- в нем зарегистрировалось по номеру телефона 35,9 тысяч пользователей (без учета Госуслуг);
- мы зафиксировали 426 тысяч активных сессий.
Награды
-
2022 Премия Рунета
Экономика и бизнес
-
2022 Теглайн
Лучшее MVP-приложение
Команда AGIMA
-
Иван Антипин
СТО
-
Юлия Зуйкова
Product Owner
-
Андрей Непряхин
Тимлид QA
-
Татьяна Петрова
Руководитель проектного офиса
-
Елена Тимакова
Системный аналитик
-
Дмитрий Теслев
Системный аналитик
-
Дмитрий Губарев
UX-исследователь
-
Святослав Волохов
QA специалист
-
Олег Криницкий
QA специалист
-
Юлия Вакуленко
UX/UI-дизайнер
-
Владимир Зинченко
UX/UI-дизайнер
-
Леонид Никулин
UX/UI-дизайнер
-
Семен Мезенцев
Android-разработчик
-
Дмитрий Зубков
Android-разработчик
-
Алексей Поддубный
iOS-разработчик
-
Юрий Федюнькин
iOS-разработчик
Команда «Финуслуг»
-
Елена Дегтева
Начальник управления развития мобильных и интернет-сервисов
-
Алексей Киров
Delivery Manager и лидер разработки продукта
-
Мадина Абаева
Product Manager
-
Всеволод Рымарь
Руководитель направления проектирования и дизайна интерфейсов
-
Алексей Зайцев
iOS lead
-
Максим Марашан
Android lead
-
Артем Букреев
Lead Product Designer